(4242) 46-88-54; 46-88-62

Евгений Карант: Новый государственный подход к развитию саморегулирования в строительной отрасли

© СИПСО ЗаноСтрой.РФ 2016 - Средство информации для профессионалов строительной отрасли "ЗаНоСтрой.РФ" - "ZaNoStroy.ru" 2012 - 2016 .

Постоянный эксперт ЗаНоСтрой.РФ, исполнительный директор Международного научно-образовательного консорциума Евгений Карант решил дать совет строителям. Но, на наш взгляд, немало полезного в этом материале найдут для себя и саморегуляторы. Слово – Евгению Давидовичу.

***

Членство в СРО: быть или не быть?

Согласно закону, с 1 июля 2017 года свидетельства СРО о допуске к определённому виду или видам работ по строительству, на основании которых строительные организации до настоящего времени продолжают осуществлять свою деятельность, становятся вне закона.

С этой же даты членство в СРО остаётся обязательным для:

1.​ застройщиков в случае, если они самостоятельно осуществляют строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на принадлежащих им земельных участках или в установленных законом случаях на земельных участках иных правообладателей;

2.​ строительных организаций, которые выполняют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договорам, заключённым со следующими категориями лиц:

– застройщиками или юридическими лицами, действующими от имени застройщиков и в пределах полномочий, переданных им застройщиками (таких юридических лиц принято именовать техническими заказчиками);

–​ с лицами, ответственными за эксплуатацию зданий или сооружений;

–​ со специализированными некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (так называемыми региональными операторами).

Обязательность членства в СРО отменяется для строительных организаций, выполняющих работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договорам, заключённым:

–​ с лицами, не вошедшими в приведённый в пункте 2 перечень;

–​ с лицами, вошедшими в приведённый в пункте 2 перечень, при условии, что размер обязательств по каждому из заключённых договоров не превышает трёх миллионов рублей.

Добавим к сказанному, что обязательность членства в СРО не возникает у строительных организаций:

– выполняющих монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, но не относящиеся непосредственно к строительству, реконструкции или капитальному ремонту;

– выполняющих работы по текущему ремонту объектов капитального строительства.

Проиллюстрируем сказанное в пунктах 1 и 2 на примерах.

Остановимся для начала на наиболее простом для понимания случае, когда реконструкция или капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются строительными организациями по заданию лиц, ответственных за эксплуатацию таких объектов, либо по заданию региональных операторов.

В этом случае указанные лица заключают договоры строительного подряда со строительными организациями, которые с момента заключения таких договоров приобретают статус подрядчиков или, в терминологии законодательства о градостроительной деятельности, лиц, осуществляющих реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Для каждой из таких строительных организаций как лиц, выполняющих работы на основании договоров строительного подряда, заключённых с лицами, ответственными за эксплуатацию таких объектов, либо с региональными операторами, членство в СРО является обязательным.

В случае необходимости лица, осуществляющие реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства, вправе привлекать к выполнению отдельных видов или этапов работ иные организации на основании заключённых с ними договоров субподряда. Членство в СРО субподрядных организаций обязательным не является.

По закону лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, может являться сами застройщики при условии, что они являются членами соответствующих СРО (Понятие «подрядчик» для застройщиков не применимо, так как оно возникает из договоров строительного подряда, которые застройщиками в случае самостоятельного осуществления ими строительства, ни с кем не заключаются).

В случае, заключения застройщиком договора строительного подряда с иным лицом, статус лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства переходит к этому лицу, а вместе с ним и обязанность являться членом СРО. При этом для самого застройщика членство в СРО становится не обязательным.

В свою очередь, лицо организующее строительство на основании договора строительного подряда с застройщиком, вправе привлечь к выполнению отдельных видов или этапов работ специализированные организации на основании договоров субподряда. Это не избавляет его от необходимости членства в СРО. Что касается специализированных субподрядных организаций, то для них обязательность членства в СРО не возникает.

Из приведённых примеров становится понятным требование нового законодательства в отношении членства в СРО участников процесса строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства. Совсем кратко его можно сформулировать следующим образом.

На каждый строящийся, реконструируемый или подвергающийся капитальному ремонту объект капитального строительства в обязательном порядке должна приходиться всего одна строительная организация, являющаяся членом СРО, а именно строительная организация, обладающая статусом лица, осуществляющего соответственно строительство, реконструкцию или капитальный ремонт данного объекта капитального строительства.

Членство в СРО других участников процесса строительства, реконструкции или капитального ремонта данного объекта является факультативным.

Контроль за исполнением требования закона возлагается на:

–​ органы, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора (в случае осуществления строительства или реконструкции объектов капитального строительства);

–​ региональных операторов (в случае проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах);

– государственных и муниципальных заказчиков (в случаях финансирования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту из средств государственного или муниципального бюджета);

– юридическими лицами, принципы закупки товаров, работ и услуг, которыми установлены Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223 «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (в случаях осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по заданию таких юридических лиц).

Ответственность за неисполнение требования закона предусмотрена статьёй 95.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Необходимо иметь в виду, что на плечи строительных организаций, в статусе лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, ложится огромный объём работ – от подготовки исходно-разрешительной документации и получения разрешения на строительства (в установленных законом случаях) до передачи законченного строительством объекта лицу, ответственному за дальнейшую эксплуатацию этого объекта.

К основным функциям таких строительных организаций относятся:

–​ входной контроль проектной документации;

–​ подготовка и рациональное использование строительной площадки;

– разработка плана финансирования строительства, реконструкции, или капитального ремонта объекта, составление и контроль за выполнением графика строительства;

– организация выполнения всего комплекса работ, предусмотренных проектной документацией, собственными силами и силами привлечённых подрядных организаций, включая координацию выполнения работ подрядными организациями;

–​ организация снабжения стройки необходимыми материалами, техникой и оборудованием;

– обеспечение безопасности проведения строительных работ, охрана окружающей среды;

– осуществление строительного контроля.

Согласно новому закону, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства должно обеспечиваться не менее чем двумя специалистами по организации строительства (по основному месту работы в строительных организациях, выполняющих соответствующие функции). К образованию, стажу, опыту работы, знаниям, умениям и уровню самостоятельности указанных специалистов закон предъявляет специальные требования. Контроль соблюдения этих требований строительными организациями является совместной обязанностью СРО, членами которых являются такие строительные организации, и Национального объединения СРО.

К установленным законом должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

1. организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;

2.​ оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

3. приёмка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;

4.​ подписание следующих документов:

1)​ акта приёмки объекта капитального строительства;

2)​ документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

3)​ документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов;

4)​ документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

Из всего сказанного напрашивается следующий вывод.

Если в ближайшие планы строительной организации, специализирующейся на выполнении определённого вида или видов работ, не входит приобретение статуса лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, то несение ею бремени членства в СРО ни с каких точек зрения не может быть признано целесообразным.

В данном контексте под бременем членства в СРО подразумевается:

– уплата взносов в компенсационные фонды СРО, вступительного взноса и членских взносов;

– подтверждение соблюдения требований стандартов и правил СРО, в том числе квалификационных требований к работникам;

–​ получение работниками дополнительного профессионального образования в порядке, установленном СРО;

–​ наличие системы менеджмента качества (ISO 9000…);

–​ несение совместно с другими членами СРО солидарной или субсидиарной ответственности за соответственно причинение вреда кем-либо из таких членов или невыполнение кем-либо из них своих обязательств по договорам, заключённым с государственными или муниципальными заказчиками.

Несомненно, оптимальным решением для строительных организаций, не планирующих осуществление строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, является письменное уведомление своих СРО о намерении на неопределённое время прекратить членство в любых СРО.

В качестве ремарки добавим, что строительным организациям, специализирующимся на выполнении определённого вида или видов работ, не место в своих СРО. Это вытекает, в частности, из полного наименования этих СРО: саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Очевидно, что рано или поздно все строительные организации, для которых членство в СРО не обязательно, прекратят членство в них. Этот процесс неизбежен. Вопрос только в том, насколько он растянется во времени. С уверенностью можно сказать, что скорость протекания такого процесса будет зависеть от того, как быстро законодательные новеллы окольными путями дойдут до строительных организаций и будут ими осознанны в полной мере.

В целях планирования деятельности региональных СРО их руководителям вряд ли составит большого труда уже сегодня оценить численность таких СРО по завершении процесса сохранения членства в них исключительно строительных организаций, реально осуществляющих строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства, либо планирующих такую деятельность. Для этого достаточно запросить у соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления данные о количестве действующих разрешений на строительство, выданных ордеров на производство строительных работ и другие аналогичные данные.

По нашим оценкам, всего в Российской Федерации от 20 до 25 тысяч строительных организаций, в совокупности осуществляющих строительство, реконструкцию или капитальный ремонт жилых и общественных зданий, зданий и сооружений производственного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, дорожное строительство и так далее. В Москве таких организаций от 3 до 4 тысяч; в Санкт-Петербурге – около полутора тысяч; в Нижнем Новгороде – от 200 до 300; примерно столько же на Сахалине. Практически ни в одном субъекте РФ число таких организаций не должно опуститься ниже установленной законом сотни.

Предстоящее кратное сокращение численности членов СРО как в целом по стране, так и в каждом из субъектов РФ неизбежно повлечёт за собой уменьшение и числа самих СРО.

В связи с этим приобретает актуальность вопрос, куда податься строительным организациям, для которых членство в СРО остаётся обязательным. Очевидно, что этот вопрос стоит только для строительных организаций, зарегистрированных в качестве юридического лица или ИП в субъектах РФ, в которых зарегистрированы две и более СРО. Таких субъектов РФ примерно половина, включая Москву, где зарегистрированы около сотни СРО и Санкт-Петербург, в котором зарегистрированы около тридцати СРО. Строительным организациям, зарегистрированным в субъектах РФ, где всего одна СРО или вообще пока ещё нет СРО, выбирать не приходится.

Как не ошибиться в выборе СРО?

Расхожее мнение о том, что смутное для СРО время, связанное с последними изменениями в законодательстве о градостроительной деятельности, завершится к июлю 2017 года, вряд ли соответствует действительности. Более вероятным представляется сценарий, при котором всю систему СРО будет лихорадить ровно столько времени, на сколько растянется процесс массового исхода из СРО тех строительных организаций, для которых членство в СРО становится не обязательным.

По закону те СРО, количество членов в которых опускается ниже сотни, лишаются статуса СРО. Для членов СРО, для которых членство в СРО в силу закона является обязательным, лишение СРО своего статуса влечёт за собой два нежелательных последствия. Во-первых, приостановление деятельности на время, необходимое для вступления в иную СРО. И, во-вторых, необходимость заново вносить денежные средства в компенсационный фонд новой СРО по установленной новым законом шкале.

В связи со сказанным строительным организациям, которые во главу угла ставят стабильность, при выборе СРО можно рекомендовать, во-первых, не спеша осмотреться, во-вторых, постараться получить как можно больше информации, необходимой для принятия решения, и, наконец, в-третьих, руководствоваться при выборе СРО следующими важнейшими критериями.

1. Наибольшее по сравнению с другими СРО, зарегистрированными в данном субъекте РФ, количество членов, для которых членство в СРО является обязательным. Данному критерию почти наверняка отвечают СРО, которые одними из первых в своих субъектах РФ приобрели статус СРО, и не отвечают те СРО, которые недавно перерегистрировались из других субъектов РФ. Следует иметь в виду, что в не очень отдалённой перспективе все строительные организации, для которых членство в СРО остаётся обязательным, естественным образом окажутся членами единственных СРО в своих субъектах РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где, возможно, останется несколько СРО).

2. Размещение СРО в установленный законом срок (до 1 ноября 2016 года) и в полном объёме средств компенсационного фонда в одном из уполномоченных Правительством РФ банков.

3. Наибольшее по сравнению с соседями, число строительных организаций, которые лично, а не по доверенностям, выданным на имя рекомендованных функционерами СРО лиц, принимают участие в общих собраниях СРО. Следует помнить, что члены СРО должны не только исполнять обязанности, но и пользоваться правами, предоставленными законом (избрание органов СРО, утверждение сметы расходов и отчёта об её исполнении, утверждение стандартов, внутренних документов СРО и так далее).

Вместо заключения

В своих выступлениях вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак и министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень не раз отмечали, что в качестве одной из основных целей изменений в законодательстве о градостроительной деятельности являлось освобождение преимущественно небольших узкоспециализированных строительных организаций от бремени обязательного членства в СРО.

При этом законодательство не только не отменило обязательность членства в СРО генподрядных строительных организаций, призванных нести ответственность за весь комплекс работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, но и, наоборот, ужесточило требования к их членству в СРО, повысило ответственность за качество и безопасность построенных объектов, своевременность их постройки.

Тем самым очевидной сопутствующей целью законодательных новелл стало повышение уровня ментальной, материально-технической и квалификационной однородности СРО, и цель эта будет достигнута тем быстрее, чем раньше небольшой узкоспециализированный строительный бизнес воспользуется предоставленной ему свободой.

В сочетании с региональным принципом формирования СРО достижение сопутствующей цели призвано дать гигантский положительный эффект. Не вызывает сомнения, что, объединившись вместе, генподрядные организации в тесном взаимодействии с органами государственной власти субъектов РФ, смогут максимально эффективно подойти к решению проблем, накопившихся перед строительной отраслью в каждом из субъектов РФ.




Автор: Евгений Карант